«Ставим или на Украину, или на Россию. Третьего не дано». Текст рассекреченного доклада МИДа Польши от 2008 года
Интернет-издание «ГОРДОН» публикует рассекреченный доклад без сокращений в переводе.
Доклад был обнародован на прошлой неделе (скан документа размещен на сайте польского государственного информагентства PAP). В ноте собраны мифы и стереотипы об отношениях с двумя странами, а также приводится видение правильных для Варшавы отношений с Киевом и Москвой: сам факт отношений с Россией тогдашний МИД Польши видел исключительно как инструмент укрепления позиций на Западе.
В марте 2008 года, когда был написан этот доклад, польский МИД около четырех месяцев возглавлял Радослав Сикорский — один из инициаторов вступления Польши в НАТО и будущий соавтор программы ЕС «Восточное партнерство». Он получил должность в правительстве лидера либеральной «Гражданской платформы» после того, как в октябре 2007 года консервативная партия «Право и справедливость» (сейчас она снова у власти) проиграла парламентские выборы.
«Ведение какой угодно активной политики с Россией не имеет смысла, так как грозит Польше мошенничеством и жульничеством со стороны РФ»
Действующий глава МИДа Польши Витольд Ващиковский считает, что этот документ был началом отказа польского правительства от проукраинской политики в пользу пророссийской, хотя в самом докладе говорится, что никакого «перелома» в отношениях Москвы и Варшавы ждать не стоит.
При этом о критике позиции руководства «Права и справедливости» по внешней политике министр Ващиковский не упоминает и больше акцентирует внимание на просчетах авторов доклада в отношении России.
1. За прошедший период, в частности во время правления PiS (партия «Право и справедливость»), из-за поверхностного анализа и оценок, а также нередко демагогических суждений, распространяемых медиа, установился определенный канон восприятия и представления России и Украины, а также целей польской политики в отношении этих государств. Этот канон можно назвать «патриотической правильностью», и его нарушение грозит политическими и медийными атаками, обвинением в пренебрежении «народными интересами» и так далее. Основные определения этого канона сводятся к следующим моментам.
Россия является извечным врагом Польши и по сей день руководствуется целями имперского возрождения, ведя себя непредсказуемо. Некоторые сторонники этих взглядов (например, руководители PiS) заходят так далеко, что утверждают, будто в своей нынешней политике Россия снова стремится к включению Польши в сферу своего влияния. Поэтому ведение какой угодно активной политики с Россией не имеет смысла, так как грозит Польше мошенничеством и жульничеством со стороны РФ, шантажом и угрозами с ее стороны, и в результате — поражением польской политики.
Создавая отдельный цивилизационный полюс и стремясь к восстановлению сферы влияния на всем постсоветском пространстве, Россия неизменно будет входить в конфликт с Польшей, жизненным интересом которой является содействие независимости стран этого региона (особенно его восточноевропейской части) через привлечение их к институтам западного мира. Поэтому Польша должна поддерживать эти страны, пока они демонстрируют — фактически или хотя бы формально — готовность сопротивления Москве, укреплять в них эту готовность, консолидировать эти страны вокруг себя, быть их адвокатом на Западе.
Наша политика в отношении России, с одной стороны, и остальных постсоветских государств — с другой — это игра с нулевой суммой. Или поддерживаем независимость этих государств на пути их активного сближения с Польшей и — при нашем посредничестве — с Западом, или, контактируя с Россией, фактически подпитываем имперскую и агрессивную политику Кремля. Резюмируя вышесказанное, можно сказать: ставим или на Украину, или на Россию. Третьего не дано.
2. Все вышеперечисленные утверждения выглядят логично, исторически и политически обоснованными. Но это полуправда, прежде всего из-за сужения современного политического контекста: не принимается во внимание наше членство в ЕС и НАТО. Эти утверждения не принимают во внимание тот факт, что современная Польша не стоит один на один с Россией, а входит в состав указанных интеграционных объединений, имеющих собственные интересы и взгляды на Россию, учитывающие только в определенной мере положение и интересы Польши.
Неисторичность этих утверждений заключается в абсолютизации важных исторических выводов, которые, однако, не соответствуют реальному положению дел. В случае с современной Российской Федерацией можно обоснованно полагать, что она стремится к восстановлению статуса сверхдержавы, участвующей в принятии решений по глобальным проблемам. Восстановление этого статуса связано с восстановлением российского влияния в постсоветских странах (в частности, в зоне СНГ). Но значит ли это, что Россия встала на путь своих предыдущих имперских воплощений: Российской империи и Советского Союза?
«Политическая система РФ далека от предшествующих советских тиранических режимов»
3. Современная Россия не руководствуется мессианской идеологией (как, например, православие в широком понимании, панславизм или коммунистическая доктрина), которые бы обосновывали ее панъевропейские или глобальные претензии. Российское общество не перешло в состояние «мессианской мобилизации», мотивирующей к великим историческим свершениям. Общество характеризует, скорее, апатия и решение ежедневных бытовых проблем и внутренних противоречий (между широкими слоями обедневшего общества и внезапно разбогатевшей элитой). Политическая система в РФ хотя и обретает авторитарные черты, далека от предшествующих советских тиранических режимов в бюрократическом, полицейском и военном отношении. Олицетворяющие ее элиты сегодня в меньшей степени руководствуются далеко идущими целями, скорее — необходимостью выживать в условиях противоречий и конфликтов элит и общества.
Материальные ресурсы России хотя и существенны, но не используются так, чтобы они способствовали модернизации страны и быстрому ее развитию. В конце концов их использование требует импорта капитала и технологий из-за границы. Поэтому экономическая мощь России ограничена.
Слабость России в сравнении с окружающими ее странами, например, активно развивающимся Китаем, а также угрозы, исходящие от исламского Юга, склоняют Россию, несмотря на все традиционное сопротивление, к Западу как к наиболее надежному партнеру. В конечном счете и Западу, и в особенности Западной Европе, Россия представляется важным союзником в контексте серьезных проблем, исходящих с Юга, в частности исламского радикализма и терроризма, а также богатой сырьем страной, которая могла бы экономически поддержать западный мир.
Принимая во внимание вышесказанное, следует помнить, что возможности политической, хозяйственной и тем более военной экспансии России достаточно ограничены.
Такие попытки сталкиваются с серьезным сопротивлением в странах СНГ, в частности в Украине и Грузии, в то время как возможности влияния Москвы на страны Центральной и Восточной Европы, которые входят в ЕС и НАТО, — ничтожно малы или отсутствуют вовсе.
4. Российские элиты, несмотря на их самоуверенность и чванство (свойственное экономическим и политическим нуворишам), понимают эту ограниченность. Поэтому их попытки влияния на центральноевропейские страны сводятся к дипломатическим (как, например, обвинение Польши в «безответственной русофобии») и экономическим приемам (как, например, строительство северного газопровода в обход Польши).
Эти действия объясняются скорее намеренным игнорированием и преуменьшением роли этих стран — в частности Польши, — чем желанием снова установить над ними контроль. Можно рискнуть предположить, что такие мотивы Москвы в отношении Польши вызваны традиционным российским комплексом, в котором гегемонистский протекционизм вытесняется специфическим уважением и даже страхом.
Как бы там ни было, единая позиция стран Евросоюза во время саммита в Самаре (в 2007 году в Самаре проходил саммит Россия — ЕС) в связи с российским эмбарго еще раз показала России, что Польша в состоянии разрушить российские планы. Показательно, что новым государственным праздником в России стала дата освобождения Кремля от занимавших его польских войск в 1612 году.
5. Если нынешние российские власти понимают ограниченность собственных возможностей влияния на Польшу, то и польская политика в отношении России должна принимать во внимание вышеперечисленные ограничения и условия. Это ни в коей мере не свидетельствует о снижении нашей активности на российском направлении.
Абстрагируясь от экономических интересов Польши в России, необходимо обратить внимание, что оживленный диалог с Россией представляет интерес для Польши. Это не только делает безосновательными какие-либо обвинения в «польской русофобии», но и усиливает роль Польши в качестве главного зНАТОка РФ в западном мире.
Принимая во внимание непрекращающуюся заинтересованность Запада Россией, которая не идет ни в какое сравнение с заинтересованностью любыми другими постсоветскими странами, в том числе Украиной, польское понимание российских дел в эпоху информационной меритократии имеет едва ли не ключевое значение для нашего позиционирования в западном мире. Чем больше мы знаем о России, тем точнее сможем ее оценить, тем сильнее сможем повлиять на общую политику ЕС и в целом Запада в отношении России и всего постсоветского пространства, в том числе Украины.
Поэтому нет никакого противоречия в политике в отношении России и Украины. Упущения и эскапизм в польской политике в отношении РФ необходимо признать не проявлением «твердой дипломатии», а проявлением польского комплекса неполноценности, дилетантства и страха. Как показывает история, Польша с ее потенциалом, особенно культурным и интеллектуальным, может проводить амбициозную политику в отношении России, тем более сейчас, когда мы интегрированы в ЕС и НАТО.
«Привлечение Украины к институтам западного мира, которое завершится ее будущим членством в ЕС и НАТО, ведет к демонтажу постсоветского пространства»
6. Отношения с Украиной, приобретающие черты стратегических, имеют важное значение для польской внешней политики после 1991 года. Привлечение Украины к институтам западного мира, которое завершится ее будущим членством в ЕС и НАТО, ведет к демонтажу постсоветского пространства и окончательной деимпериализации России.
При этом следует помнить, что при всех шагах по модернизации и демократизации Украины (доказательством чего были последние выборы) эта страна реформируется по пути, отличному от польской и среднеевропейской модели трансформации.
В Украине остаются сильными «постсоветизмы», которые проявляются в особой политической культуре, в существовании олигархических групп и разгуле коррупции. Политический процесс и процесс принятия решений в Украине настолько непрозрачен, что трудно оценить, насколько политика украинских властей служит построению современного государства, а насколько — решению клановых интересов. Непрозрачны также и украинско-российские отношения.
7. Эти причины указывают на неясность и двузначность украинских деклараций о прозападном курсе и стремлении к членству в ЕС и НАТО. На основании предыдущего опыта можно сделать вывод, что эти заявления служат в большей мере для решения вопросов во внутриукраинских политических баталиях. В этом контексте украинские власти нередко используют польское содействие Украине на Западе. При этом сама Польша испытывает непропорциональное давление в вопросах, которые очевидно выгодны украинской стороне.
8. Все это должно побудить к тщательному осмыслению реального влияния Польши на Украину и готовности украинских элит и общества к длительному стратегическому сотрудничеству с Польшей. Представляется, что наше влияние проникло в украинскую почву недостаточно глубоко, и главной осью такого влияния были до 2005 года приязненные и доверительные отношения между президентами Квасьневским и Кучмой.
Но если речь идет о более широких кругах украинских элит, их связи с Польшей больше поверхностные и ситуативные, чем глубокие и стратегические. Без сомнения, эти связи укрепляет польский бизнес, работающий в Украине, а также неправительственные организации.
Применительно к польско-украинским отношениям необходимо принимать во внимание тот факт, что в течение пяти ближайших лет не стоит ожидать со стороны ЕС шагов по реальному приближению Украины к членству в Союзе.
По ряду геостратегических причин (в частности, из-за сопротивления России) и в особенности из-за негативного отношения подавляющего большинства жителей Украины к НАТО, евроатлантическая перспектива для этой страны не выглядит слишком хорошо. Мы также должны понимать, что в ближайшие 5-10 лет наши попытки добиться скорейшего членства Украины в ЕС и НАТО не возымеют никакого реального эффекта и будут демонстрировать бесперспективность наших требований.
Выводы в отношении России.
Необходимо распространять мнение, что в политике в отношении России не стоит ждать никакого «перелома», мифологизированного в политическом и медийном дискурсе. Польско-российские отношения, вопреки домыслам, не отягощены никакими большими спорными вопросами в двустороннем измерении. Проблема энергетической безопасности при этом носит многосторонний характер.
В свою очередь вопрос о польском и российском влиянии на постсоветские государства, что является фактором двусторонних споров, по сути, также не должен становиться таким фактором при одном условии: при актуализации большого проекта по сближению указанных государств с западным миром Польша не будет действовать в одиночку как «сверхдержава», потому что тогда очевидно столкнется с мощной ответной реакцией России (под демагогическими лозунгами из разряда защиты «братьев-славян от польского ревизионизма»).
Если же в этих проектах мы будем действовать в рамках более широкого сообщества (ЕС, НАТО, вместе с отдельными странами Евросоюза или «Веймарского треугольника»), можно предполагать, что Россия в значительно меньшей степени будет готова рискнуть столкнуться с объединенной Европой.
Ключевой позитивной целью в отношениях с Россией должен стать двусторонний диалог с РФ, который ценен сам по себе. Этот диалог представит Польшу в глазах наших западных партнеров и союзников как компетентного, опирающегося в своих знаниях о России на реальные контакты, зНАТОка этого государства.
«Следует считаться с вероятностью того, что в длительной перспективе Украина может не получить членства в ЕС»
Знания и компетенция в этом вопросе особенно ценятся на Западе, который понимает стратегическое значение РФ, но подвержен сомнениям в ее отношении из-за не всегда понятных изменений направления политики Москвы.
Польская специализация на российских вопросах — и, очевидно, на восточно-европейских — еще больше укрепит нас в западном сообществе и упростит наши отношения с Россией, Украиной и другими постсоветскими странами.
Выводы в отношении Украины.
Можно подумать, что в отношениях с Украиной Польша слишком сильно поддалась тактике местных элит, жаждущих похвал и обещаний в контексте западных устремлений. Свои обещания (необязательно выполнимые или даже возможные для выполнения) элиты трактуют как элемент престижа и аргумент во внутриукраинских баталиях за власть и приватизационное влияние.
Собственно, вербальная сторона (обещания и похвалы) стала главным показателем нашей вовлеченности в украинские дела, тогда как какой-либо критический подход к этому вопросу влечет за собой реакцию о «патриотической правильности».
Таким образом, необходимо вести работу по развенчанию «патриотично правильного» взаимодействия с Украиной, заменяя его прагматичным и — когда необходимо — приязненно-критичным подходом, который бы реально отображал возможности и шансы государства в части усиления интеграции с институтами западного мира.
Следует считаться с вероятностью того, что в длительной перспективе Украина может оставаться вне этих институтов, в частности не получить членство в ЕС. Таким образом, было бы целесообразно сосредоточиться на выполнении содержания квазиинституциональных взаимоотношений Украины с Западом (с использованием механизмов усиленной политики соседства, «Восточного партнерства») в перспективе, как минимум, пяти лет.
Также целесообразно было бы сосредоточиться на схожести и различиях польских и украинских экономических интересов (в частности, в сельском хозяйстве), имея в виду перспективу создания зоны свободной торговли ЕС — Украина, а после — и вхождения этой страны в ЕС.